Skip to main content

Другая Америка. Кто формирует внутреннюю и внешнюю политику США?

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛОББИЗМА В США
Началом становления политического лоббизма в США принято считать 1860 год, во время президентства Улиса Симпсона Гранта, который отставил интересы военного класса. Однако, первый закон «О регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act) был принят лишь в 1938 году и касался деятельности иностранных лоббистов. Данный закон устанавливал требование об обязательной регистрации всех иностранных групп в государственном департаменте США.
После окончания Второй мировой войны в октябре 1946 года вступил в силу федеральный «Закон о регулировании лоббизма», который предусматривает, что лоббист-профессионал, отстаивающий интересы своих клиентов в Конгрессе и бюрократических ведомствах, должен иметь юридическое образование и опыт работы в федеральных органах власти. Положения закона распространяются на любое лицо, которое собирает денежные средства и иные ценности с целью прямого или косвенного воздействия на Конгресс, в процессе принятия или отклонения им какого-либо законодательного акта.
В законе впервые вводится понятие «охваченное должностное лицо». Основным критерием, определяющим список данных лиц — является возможность того или иного лоббиста принимать решения и влиять на их принятие. К категории «охваченных должностных лиц» относятся: президент и вице-президент США; члены администрации Белого Дома; руководители министерств и ведомств, их заместители, помощники, советники и другие лица; должностные лица и служащие; высшие служащие вооруженных сил; члены Конгресса США; выборные должностные лица любой палаты Конгресса США; сотрудники аппарата членов Конгресса США; руководство палат и комитетов Конгресса США, а также рабочих групп, создаваемых для оказания законодательных услуг или иной помощи членам Конгресса США. Наряду с основным федеральным законом о лоббизме в США приняты ряд правовых актов, позволяющих контролировать различные лоббистские группы.
Необходимо отметить тот факт, что в США не существует государственного финансирования избирательных кампаний, поэтому каждому чиновнику, решившему побороться за место в Конгрессе или конгрессмену, предполагающему переизбираться на еще один срок, приходится думать об источниках финансирования своей кампании. И зачастую начинающие политику и опытные конгрессмены обращаются к различным лоббистским группам, которые готовы предоставить необходимые финансы в обмен за предоставление определенных услуг в случае избрания.
Переломным стал 1979 год, когда состоялось первое официальной заседание Американской Лиги Лоббистов. Основной целью новоиспеченной организации стало утверждение лоббизма как самостоятельной профессиональной деятельности. Важно отметить, что создание организации поставило окончательную точку в деле оформления лоббизма как политического института. Долгое время лоббизм в США регулировался вышеперечисленными правовыми актами, которые позволили создать в стране благоприятные условия для развития сети групп влияния. Однако в 1995 году президент Билл Клинтон подписал более жесткий закон о лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996 года. По новому закону лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти.
В целом, хочется отметить, что лоббизм – стал важным и неотъемлемым элементом американской политической философии. А основными предпосылками столь стремительного развития политического лоббизма в США стали:
- Независимость конгрессмена от президента. Каждый конгрессмен, представляющий определенные интересы в Палате Представителей независим от президента США в силу того, что между Конгрессом и правительством США не существует узаконенных связей, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции самого президента и его администрации.
- Отсутствие жесткой партийной дисциплины. Де-факто голосование в Конгрессе определяет не партийная принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена. Каждый член Конгресса представляет, прежде всего, свой штат, город и интересы тех лиц или организаций, с которыми существует договоренность.
КОНФЛИКТ ЭЛИТ. ВЛИЯНИЕ НА ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ США
Сегодня как внутренняя, так и внешняя политика США зависят от определенных влиятельных лоббистских групп, имеющих собственных представителей во всех властных структурах США. Первым крупным лоббистом стал известный финансист Бернард Барух, который спонсировал кампанию 28-го президента США Вудро Вильсона. После своего избрания Вильсон назначил Баруха своим личным советником, а Конгресс пополнился чиновниками, некогда работавшими в компаниях вышеназванного финансиста. Более того, Вильсон выполнил главное условие Баруха – подписал официальный указ о формировании в США независимой Федеральной Резервной Системы. Отметим, что Бернард Барух сохранял свой пост личного советника еще при пяти последующих президентах. С того исторического периода были сформированы крупные финансовые лоббистские группы, находящиеся под контролем нескольких влиятельных кланов.
Первые крупные финансовые группы влияния долгое время совместно лоббировали свои интересы, однако, после Второй Мировой Войны наметился определенный раскол между двумя влиятельнейшими кланами: Барухами и Рокфеллерами. Первые категорически отказывались поддерживать развитие новой модели американской экономики, также выступая против реализации плана «Маршалла» по выделению финансовой помощи странам Европы. Тогда Рокфеллеры потерпели политическое поражение, так как президент Гэрри Трумен был представителем баруховской лоббистской элиты. Таким образом, группы давления, связанные с кланом Рокфеллеров, в дальнейшем финансировали исключительно представителей от Республиканской партии. Барухи же, начиная от Вудро Вильсона и до сегодняшнего дня, продолжают оказывать поддержку Демократической партии. Примечательно, что именно Бернард Барух впервые употребил термин «Холодная война» для обозначения конфликта между США и СССР.
Уместно сказать, что любые политические баталии в США представляют своеобразное противостояние между крупнейшими лоббистскими группами. Находящиеся на вершине лоббистской пирамиды вышеперечисленные финансовые гиганты на протяжении долгого времени формировали мини группы давления. На сегодняшний день самой влиятельной лоббистской группой на Капитолийском Холме считается Американская Торговая Палата, которая была создана еще в 1912 году при финансовой поддержке Вильяма Рокфеллера. По официальным данным Госдепартамента США за 2012 год, АТП получило за свою лоббистскую деятельность 388 млн. долларов. Другие крупные группы, такие, как Национальная Стрелковая Ассоциация (группа республиканской элиты) и Американская Ассоциация Врачей (группа демократической элиты) также представляют собой серьезную политическую силу.
Наиболее интересным представляется лоббизм в контексте влияния на внешнюю политику США. Самой влиятельной лоббистской группой в данном секторе является «Трёхсторонняя комиссия», созданная в 1973 году по инициативе и финансовой поддержке Давида Рокфеллера. Обозначим, что задолго до этого были созданы «Совет по международным отношениям» и «Бильденбергский клуб». Членами самой влиятельной внешнеполитической лоббистской группы стали: Давид Рокфеллер – президент, Збигнев Бжезинский – главный советник президента, Генри Оуэн – президент Института Брукингса, Роберт Боуи – президент Ассоциации внешней политики США и др. Чтобы понять степень влияния данной организации на принятие внешнеполитических решений в США, приведем следующие факты.
Итак, Збигнев Бжезинский уже в 1974 году был назначен на должность советника президента США по внешней политике, а с 1977 года занимал должность главного советника президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности. С 1975 года руководимый Генри Оуэном Институт Брукингса стал основным мозговым центром по выработке основополагающих концепций по ведению внешней политики США, свои позиции данный Институт сохраняет и по сей день. Бывший секретарь организации – Алан Гринспен в 1987 году был назначен президентом Федеральной Резервной Системы США. Не говоря уже о том, что пять членов комиссии занимали в разное время посты государственных секретарей: Генри Киссинджер, Мадлен Олбрайт, Колин Пауэлл, Кондолиза Райс и Хиллари Клинтон. «Президент США Рональд Рейган в итоге оценил важность нашей комиссии и пригласил всех членов на прием в Белом Доме в апреле 1984 года»; — отмечает Давид Рокфеллер в своих мемуарах.
Американский аналитик, профессор Гарвардского университета Стефан Уолт пишет: «Нет сомнений, что именно Трехсторонняя комиссия оказывает определяющее влияние на внешнюю политику США. В основном она состоит из представителей Республиканской партии и поддерживает курс агрессивной внешней политики. Видные члены этой организации выступали за войну в Афганистане и Ираке и сегодня выступают за силовое решение сирийской проблемы». В действительности, как отмечалось ранее, клан Рокфеллеров поддерживает именно Республиканское крыло, не имея столь же значительного влияния на Демократов. В отличие от республиканской элиты, лоббисты, поддерживающие демократов, выступают за проведение умеренной внешней политики. Ведь, как отмечалось ранее, Барухи, а с недавнего времени и Ротшильды ведут, прежде всего, внутренний лоббинг. Бывший советник Стивена Баруха и спикер Палаты Представителей, демократ Томас O’Нилл выразил следующее мнение: «Внешняя политика должна формироваться исходя из внутренних интересов страны. Она не должна наносить вред, риски должны быть минимальны. Есть лишь внутренняя политика (all politics is local)».
.
Галстян Арег, «time to analyze» — politics, society, and ideas (tta.am)
Постоянный адрес статьи -http://www.yerkramas.org/

Popular posts from this blog

91 տարեկան հասակում կյանքից հեռացավ պրոֆեսոր Բոլշակովը

ԵՊՀ Արաբագիտության բաժին ընդունված ուսանողն առաջին կուրսից իսկ ծանոթանում է մի շարք մասնագիտական գրքերի։ Չնայած մասնագիտական պատմագրությունը անընդհատ զարգանում է, նորանոր գրքեր են տեղ գտնում հիմնական մասնագիտական ընթերցանության շարքերում՝ որոշ գրքեր անսասան մնում են իրենց տեղում։ Այդ կայունների շարքին է պատկանում պրոֆեսոր Օլեգ Բոլշակովի «Խալիֆայության պատմություն» քառահատորյակը [1] ։

Արաբական աղբյուրները Հայաստանի և հարևան երկրների մասին

Օտար աղբյուրները Հայաստանի և հայերի մասին, Հ. 3 : Արաբական աղբյուրները Հայաստանի և հարևան երկրների մասին Ըստ Յակուտ ալ-Համավի, Աբուլ-Ֆիդայի, Իբն Շադդադի աշխատությունների , Կազմ.՝ Հ.Թ. Նալբանդյան, Երևան, ՀՍՍՌ ԳԱ հրատ., 1965

The Muallaqa of Imru al Qays and Its Translations Into English

The  Muallaqa  of the Pre-Islamic Arab poet Imru al Qays 1  is his most important poem. It is considered by many to be one of the greatest masterpieces of ancient Arabic literature, or even of Arabic literature in general. It has been translated into English several times; the first translation was done by Sir William Jones in the 18th Century, and the most recent just a few years ago, by the Irish poet Desmond O'Grady. Yet in order to truly understand its significance, it is first necessary to first explain a little the background of the time and place in which it was written.